Исторические мотивы и система образов в поэме «Мертвые души»

Исторические мотивы и система образов в поэме «Мертвые души»

Мотив паука и паутины. Авантюрный сюжет и реалистические персонажи соседствуют в нем с постоянным ощущением призрачного, мифического. О чем же говорит нам подтекст поэмы, какие темы и мотивы звучат в ней? Попробуем проанализировать текст произведения. В основе заглавия поэмы лежит оксюморон. В основе сюжета — афера Чичикова, скупка этим персонажем душ умерших крестьян с целью заложить их в банке в качестве живых и получить за них большую сумму денег. С точки зрения православной религии сделка эта — безнравственна. Душа умершего человека возвращается назад к богу, где она будет держать ответ за все свои земные дела. Соответственно, она не может являться предметом торга. Безнравственна афера и жизненно-бытовом плане.

Сочинение на тему «Роль лирических отступлений в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»»

По замыслу автора, 1 том поэмы показывает негативные стороны современной ему жизни России — как помещичьей, так и чиновничьей. Общая экспозиция этой части дается в 1-й главе, где рисуется красноречивый портрет губернского города: Затем, после посещения Чичиковым помещиков, в 7—10 главах дается собирательный портрет чиновничества России. Чиновничество, как показывает Гоголь, роднят с помещиками нравы паразитического существования, жажда наживы и бездуховность. Губернская знать черства, а чиновники равнодушны и к людям, с которыми они имеют дело как представители государственной власти, и к своему долгу.

"Смех сквозь слезы" в поэме Н.В. Гоголя"Мертвые души"; - Губернское общество душ" Н.В. Гоголя; - Характеристика Манилова в поэме"Мертвые души" Н.В. Какую роль играет тема страха в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор » .

Гоголя Мотив путешествия в поэме Н. Связано это, прежде всего с теми возможностями, которые он открывает для автора. Образцами путевого жанра в русской литературе являются: Станюковича, зарубежные очерки Ф. Достоевского Мотив странствий всегда был распространен во многих жанрах художественной поэзии и прозы, так как в путешествии находят отражение разнообразные стороны материальной и духовной жизни людей, лирические размышления автора об истории, культуре страны, зарисовки нравов и обычаев, типичные бытовые сцены.

Не случайно к этому жанру не раз обращался и известный русский писатель Н. Сама задача, которую ставил перед собою автор: Мотив путешествия заявлен с самого начала поэмы: Тема дороги, путешествия главного героя имеет в поэме несколько функций. В первую очередь, это композиционный прием, связывающий воедино главы произведения. Во-вторых, образ дороги выполняет функцию характеристики образов помещиков, которых посещает одного за другим Чичиков. Перед глазами Чичикова — и, следовательно, перед глазами читателя — прошли буквально все стороны и явления жизни российского общества.

Но так как Русь показать всю глазами одного человека достаточно сложно, то автор ограничился описанием жизни уездного города и его окрестностей. Основным сословием, выбранным для описания, у Гоголя является мелкопоместное дворянство.

Композиционные и жанровые особенности. Заглавие — это первое слово в произведении, которое начинает диалог с читателем. Поэма Гоголя"Мёртвые души" не является исключением в ряду загадочных заглавий произведений русской литературы. Гоголь сразу, через заглавие объясняет нам нравственно-поэтический потенциал поэмы. Заглавие"Мёртвые души" звучит как оксюморон, и очень смелый. Гоголь называет свою поэму так, чтобы воскресить традиционный смысл слова"душа", которое он часто употребляет в тексте.

Замирает от страха и жалости сердце, когда читаешь о последней ночи .. сжигает рукопись второго тома"Мёртвых душ", принеся её в жертву Богу.[8].

Это произведение имеет глубинный смысл и раскрывает сразу несколько насущных тем. Автор сумел мастерски показать Россию того периода и последние дни крепостничества. Особое место в произведении занимает тема дороги. Именно через движение главного героя по дорогам складывается широкая картина жизни на Руси. Однако если вначале Чичиков въезжает в город с надеждами на скорое обогащение, то в конце он убегает из него, чтобы спасти свою репутацию.

Тема дороги чрезвычайно важна в произведении. Для автора дорога — это олицетворение жизни, движения и внутреннего развития.

Сочинение на тему Образ дороги в поэме Н В Гоголя «Мертвые души» читать бесплатно

Действительно, Гоголь смог осветить многие стороны жизни современной ему России, отразить с широкой полнотой духовные и социальные конфликты в ее жизни. Даже название при издании произведения Гоголю пришлось изменить, так как оно вызывало раздражение цензуры. Высокая политическая действенность поэмы обусловлена и остротой идей, и злободневностью образов.

Внимательный читатель «Маленьких трагедий» и «Мертвых душ» не может не . Тема страха перед наследниками богатства восходит к дофилософской Есть образе и некоторые апостольские мотивы ( прозвище.

Сочинения по литературе Сочинения по литературе: В нем нашли отражение наиболее важные черты эпохи, современной писателю, эпохи кризиса крепостнической системы. В произведении реалистически показаны две Руси: Русь чиновно-по-мещичъя и Русь народная. Помещики и чиновники забыли свой гражданский долг перед обществом, свои обязанности перед народом - и в этом, как считает Н. Гоголь, - основное зло социально-политической системы России. В системе образов поэмы крестьяне не занимают столь уж большого места по сравнению с образами помещиков и чиновников.

Сатира Гоголя была направлена именно против этих общественных групп, однако тема народа, тема крепостного крестьянства органически входит в произведение. Автор размышляет о трагической судьбе народа, также подвергая его сатирическому обличению. Гоголь смеется над примитивностью, неразвитостью, духовным убожеством русских мужиков, но смеется сквозь слезы. Причину трагической судьбы народа автор видит в многовековом рабстве и произволе со стороны господствующих сословий.

Кроме людей Чичикова, в поэме с мастерством начертаны образы мужиков, рассуждающих, доедет ли колесо барской брички до Москвы или до Казани.

О поэме «Мёртвые души»

Дух семейственности, корпоративность, все чиновники связаны круговой порукой. Мотив невежества и тупости. Признак дан при помощи его последовательного отрицания и через алогизм: Многие были не без образования: Прочие тоже были более или менее люди просвещенные:

Главный сюжетный мотив поэмы звучит анекдотично: покупка мертвых душ. Маниловым «Маниловщина» – самостоятельная тема в «Мертвых душах ». Получает развитие тема страха: он имеет конкретные, физические.

Рассказать Рекомендовать Когда великого русского писателя одолевали жизненные невзгоды и тягостные переживания, он хотел лишь одного — уехать, скрыться, сменить обстановку. Что он и делал каждый раз, когда намечался очередной крах творческих планов. Дорожные приключения и впечатления, которые получал Николай Гоголь во время поездок, помогали ему рассеяться, обрести внутреннюю гармонию и избавиться от хандры. Как ты хороша, далекая дорога! Это восторженное восклицание включает в себя известное философско-лирическое отступление в романе о приключениях авантюриста, скупщика мертвых душ.

Автор обращается к дороге, как к живому существу: Именно в пути, под стук копыт и звон колокольчиков, обретали свои очертания его персонажи. Во время езды он вдруг начинал слышать их речи, вглядываться в выражения их лиц. Он становился свидетелем поступков своих героев и постигал их внутренний мир. В переписке с одним из приятелей писатель поведал, как однажды, путешествуя по итальянским городам, он случайно забрел в шумный трактир.

Мертвые души. В поисках живой души. Часть 1. – художественный анализ

Тема воспитания в поэме Н. В Гоголь обладал гениальным даром подмечать комические стороны реальной жизни, а потому большинство его произведений наполнено тонким юмором и едкой сатирой. В смехе он видел сильнейшее оружие борьбы с социальным злом. На этом общем фоне еще ярче видна комичность каждого отдельного героя.

третьего тома «Мертвых душ»! совести, а также страха.

Комедия по поэме Н. Гоголя в четырех актах двенадцать картин с прологом Основной источник текста: Опубликован впервые в книге: Публикуется по ксерокопии книги: Булгаков приступил к инсценировке, как только его приняли во МХАТ в качестве режиссера. Театр давно собирался поставить спектакль по"Мертвым душам", но инсценировки романа были неудачными.

Время и пространство в творчестве Гоголя

Существует несколько общих мотивов, характерных для многих произведений различных писателей. Это мотив дороги, мотив суда, мотив ярмарки и мотив времени. Мотив дороги и движения характеризует самого персонажа. Чичиков на протяжении всей поэмы разъезжает по городу и посещает помещиков. Дорога здесь как жизнь героя, он все время находится в поиске, придумывает очередные аферы и постоянно находится в движении.

жанровым канонам, утопические мотивы действительно играют существенную ."Мертвых душ":"оставила меня способность производить создания поэтические". . их"недумающими глазами", страхом"гласности" и"мнения.

В шестой главе тон повествования резко меняется — возрастают мотивы грусти, печали. Пока же отметим общее свойство всех гоголевских образов. Определенность диапазона любого гоголевского образа о чем говорилось в предыдущей главе совмещена с тончайшей его нюансировкой. Собакевич хитер и осторожен, однако не только Чичикову, но и председателю палаты в чем уже совсем не было никакой нужды он расхваливает каретника Михе-ева, и когда тот вспоминает: И пакостит он не со зла, не с корыстью, а так — неизвестно от чего.

У Ноздрева, казалось, легче всего было заполучить мертвые души — что они ему? А между тем он единственный из помещиков, кто оставил Чичикова ни с чем Плетнев, причем его слова могут быть отнесены почти к любому персонажу поэмы: Метод Мольера исключает всякие противоречия внутри героев. Он параллелен тому, что в философии называется методом фор- 1 Плетнев П. Сочинения и переписка, т.

Поэтика Гоголя [2/4]

Уточните свои представления о понятии драматургического конфликта. Драматургический конфликт стремителен, имеет резкие сюжетные повороты. Основной конфликт заключается в противоречии между тем, чем на самом деле занимаются чиновники, и интересами жителей города. Беззакония, казнокрадства, взяточничество — это нормы жизни, без которых высшие чины не могут представить своего существования. Все отношения между людьми в городе выглядят как обычные.

и других животных в огонь, принося их в жертву вместо человеческих душ». безволия мертвых, бесконечно далеко от созерцательного резонерства описания единственного субъекта), повторяют мотив страха замкнутого.

Вопросы и задания к стр. В году, находясь в Швейцарии, он перестраивает общий план произведения: Поэма Данте содержит три части: Гоголь хотел показать в первом томе своей поэмы пороки русских людей, затем герои должны были словно бы подняться из Ада в Чистилище, очистить свои души страданием и покаянием. Затем, в Раю, лучшие качества героев должны были ожить и явить миру всё лучшее, что есть в душе русского человека.

Два героя — Чичиков и Плюшкин — должны были пройти по всем кругам и в конце поэмы явить идеал человека. Вся Русь явится в нём! Какие противоречащие друг другу принципы сюжета и композиции легли в основу поэмы? Авторы учебника задают такой вопрос:

Только сильнейшие (1993) Марк Дакаскос фильм про капоэйру

    Жизнь без страха не просто возможна, а полностью достижима! Узнай как полностью избавиться от страха, нажми тут!